Главная / Новости / СС1, СС2, СС3 - новые правила строительства с июня 2017 года

СС1, СС2, СС3 - новые правила строительства с июня 2017 года

СС1, СС2, СС3 - новые правила строительства с июня 2017 года
Назад
СС1, СС2, СС3 - новые правила строительства с июня 2017 года

8 февраля этого года Президент подписал Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования градостроительной деятельности", а это значит, что уже через четыре месяца – с июня 2017 года, застройщикам придется работать по новым условиям. Подробнее расскажет Prostopravo

slider2

Новые категории сложности объектов

Вместо привычных I – V категорий сложности строительных объектов, законодатель предлагает ввести новую классификацию и новый термин -  классы последствий (ответственности) зданий и сооружений.

Так, класс последствий (ответственности) зданий и сооружений - это характеристика уровня возможной опасности для здоровья и жизни людей, которые постоянно или периодически находятся на объекте или которые будут находиться снаружи такого объекта, материального ущерба или социальных потерь, связанных с прекращением эксплуатации или с потерей целостности объекта.

Класс последствий определяется для каждого объекта - здания, строения, сооружения любого назначения, их частей, линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, в том числе, входящих в состав комплекса (строения). В состав комплекса (строения) могут входить объекты, строительство которых осуществляется по единой проектно-сметной документации.

Все объекты будут делить по следующим классам последствий (ответственности):

  • незначительные последствия - СС1;
  • средние последствия - СС2;
  • значительные последствия - СС3.

К незначительным последствиям (СС1) не могут быть отнесены объекты:

характеристики возможных последствий отказа (состояния объекта, при котором невозможно использовать его или составную часть по функциональному назначению) которых превышают:

  • уровень возможной опасности для здоровья и жизни людей, которые постоянно находятся на объекте - 50 человек;
  • уровень возможной опасности для здоровья и жизни людей, которые периодически будут находиться на объекте, - 100 человек;
  • уровень материального ущерба или социальных потерь, связанных с прекращением эксплуатации или с потерей целостности объекта, - 2500 минимальных заработных плат;
  • памятники культурного наследия национального и местного значения, определенные в соответствии с Законом Украины "Об охране культурного наследия";
  • новое строительство которых осуществляется в охранной зоне памятников культурного наследия национального и местного значения;
  • объекты повышенной опасности, идентифицированные в соответствии с Законом Украины "Об объектах повышенной опасности";
  • жилые дома более четырех этажей.

К значительным последствиям (СС3) относятся следующие объекты:

  • памятники культурного наследия, определенные в соответствии с Законом Украины "Об охране культурного наследия";
  • объекты повышенной опасности, идентифицированные в соответствии с Законом Украины "Об объектах повышенной опасности";
  • жилые, общественные или многофункциональные здания высотой более 100 метров и / или с уровнем возможной опасности для здоровья и жизни людей более 400 человек, которые постоянно находятся на объекте.

Отнесение объекта к определенному классу последствий (ответственности) осуществляется проектной организацией по согласованию с заказчиком строительства.

Правильность определения класса последствий (ответственности) проверяется при проведении экспертизы проектов, если осуществление такой экспертизы является обязательным в соответствии с законом.

При осуществлении государственного архитектурно-строительного контроля на объектах самовольного строительства класс последствий таких объектов определяется самостоятельно соответствующими органами государственного архитектурно-строительного контроля или с привлечением экспертной организации или эксперта, имеющего соответствующий квалификационный сертификат.

Со дня вступления в силу Законом объекты строительства:

  • I и II категорий сложности будут отнесены к объектам с незначительными (СС1) последствиями;
  • III и IV категорий сложности  -  к объектам со средними (СС2) последствиями;
  • V категории сложности  -  к объектам со значительными (СС3) последствиями.

Разрешительные документы

Строительство объектов с незначительными (СС1) последствиями будет осуществляться на основании уведомления о начале строительных работ, направленного заказчиком строительства органам государственного архитектурно-строительного контроля.

Для строительства объектов со средними (СС2) последствиями и со значительными (СС3) последствиями необходимо будет получить разрешение на выполнение строительных работ у органа архитектурно-строительного контроля.

Таким образом, декларации о начале строительных работ отменяются.

В то же время, зарегистрированные до вступления в силу настоящего Закона декларации о начале выполнения подготовительных и / или строительных работ действуют до завершения строительства.  Однако орган государственного архитектурно-строительного контроля может отменить их, в случае:

  1. представления заказчиком заявления об отмене декларации о начале выполнения подготовительных и / или строительных работ;
  2. наличия сведений о прекращении юридического лица или предпринимательской деятельности физическим лицом - предпринимателем (заказчиком), смерти физического лица - заказчика или признания его безвестно отсутствующим;
  3. установления в ходе проверки нарушений требований градостроительной документации, градостроительных условий и ограничений, несоответствия объекта строительства проектной документации на строительство такого объекта и требованиям строительных норм, стандартов и правил, нарушений градостроительного законодательства, невыполнение требований предписаний должностных лиц органов государственного архитектурно строительного контроля;
  4. отмены градостроительных условий и ограничений;
  5. выявления органом государственного архитектурно-строительного контроля факта предоставления недостоверных данных, приведенных в зарегистрированной декларации, что является основанием считать объект самовольным строительством, особенно если он построен или строится на земельном участке, не отведенном для этой цели, или без соответствующего документа, который дает право выполнять строительные работы или без надлежаще утвержденного проекта или строительного паспорта;
  6. выполнение строительных работ, не предусмотренных согласно декларации о начале выполнения строительных работ.

На таких же основаниях может быть отменено ранее выданное разрешение на выполнение строительных работ.

В Закон Украины "О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью" внесены изменения, согласно которым финансирование строительства за счет средств ФФС может осуществляться управляющим только после получения застройщиком документа, дающего право на выполнение строительных работ, в соответствии с законодательством в сфере градостроительной деятельности. В случае отмены (аннулирования) документа, дающего право на выполнение строительных работ, заказчик сообщает управляющему о необходимости прекращения финансирования строительства за счет средств ФФС в течение 10 банковских дней со дня вступления в силу решения об отмене (аннулировании) такого документа. После получения сообщения управляющий прекращает финансирование строительства.  

Надзор за деятельностью застройщиков будут осуществлять местные государственные администрации и исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов в пределах полномочий, определенных законом. Местные государственные администрации и исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов обеспечивают применение к застройщикам, которые нарушают свои обязательства, установленные законом и договором с управителем ФФС, мер воздействия в пределах и порядке, определенных законодательством.

Лицензирование и экспертиза проектов

Деятельность по строительству объектов со средними (СС2)  и со значительными (СС3) последствиями будет лицензироваться.

Проектирование объектов, которые согласно законодательству не нуждаются в получении документов, дающих право на выполнение строительных работ, может осуществляться без квалификационного сертификата.

Экспертиза проектов строительства проводится в установленном Кабинетом Министров Украины порядке экспертными организациями независимо от формы собственности, которые отвечают критериям, определенным центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, и сведения о которых внесены в перечень экспертных организаций.

Орган, который формирует перечень экспертных организаций, обнародует его на своем официальном сайте в свободном бесплатном доступе и поддерживает в актуальном состоянии на основании информации, которая ежеквартально подается экспертными организациями. В случае установления несоответствия экспертной организации определенным критериям сведения о такой организации исключаются из перечня экспертных организаций.

Экспертиза проектов строительства объектов со значительными последствиями (СС3), сооружаемых за счет бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии, осуществляется экспертными организациями со статусом юридического лица, в составе которых не менее 80 процентов экспертов работают на постоянной основе и получили соответствующий квалификационный сертификат по данным направлениям проведения экспертизы, и имеют филиалы (представительства) в регионах, на территории которых реализуются проекты строительства.

Не подлежат обязательной экспертизе проекты строительства объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1).

Автор: Екатерина Гутгарц